Борщ Марина Васильевна

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

В.И. Даль

Воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения 
детского сад № 30 пос. Комсомольского
муниципального образования Гулькевичский район

Среднее специальное профессиональное образование.

В 1985 году окончила Усть–Лабинское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы».

Квалификационная категория – первая.
Педагогический стаж работы – 32 года.

Мир, окружающий ребенка – это,  прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому я считаю, что начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Моей главной задачей стало воспитание у детей ответственности  за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы.

В дошкольном  возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.

Цель моей работы является интегрированный подход в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности дошкольников

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения  и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство

Достижение и цели моего опыта возможно только путем решения следующих задач:

  1. Создать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.
  2. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
  3. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Экологическое воспитание детей  осуществляю при условиях:

  • наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию
  • использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;
  • взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изостудии,  учитель-логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре);
  • работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Перед собой ставлю задачей - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по–хозяйски распоряжаться её богатствами.

Результатом  моей работы в данном направлении стала самопрезентация   распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта:

  • участие в Акции «День зимующих птиц».
  • разработка методического пособия для воспитателей «Семена проснулись»  - серия открытых занятий по теме «Экологический десант в детском саду»
  • разместила материал из опыта работы на сайте МААМ.ry Акция «День зимующих птиц», опубликовала на сайте infourok.ru методическую разработку «Цикл прогулок тематической недели «Осень золотая» для детей средней группы.
  • участвовала в районном конкурсе «Современный программно-методический комплекс дошкольного образовательного учреждения» неделя «Осень золотая».

Мои достижения